Речевой аппарат: как проходит формирование звуков речи

Речевой аппарат служит для формирования звуков, затем в слога и как итог в связную человеческую речь. В целом речевой аппарат это целый набор органов которые работают взаимосвязано для того, чтоб контролировать тембр голоса, скорость и так далее. Под словом речевой аппарат врачи понимают все органы которые работают на то, чтоб мы могли говорить. Это : полость рота, носа, рта, губы и даже зубы. Все это врачи и ученые считают речевым аппаратом.

Строение речевого аппарата

строение речевого аппарата

Основные органы речевого аппарата можно разделить на два центра это центральный и периферический. Самым ключевым и центральным органом выступает человек с его нервными окончаниями. К данной части системы можно отнести практически все неврологические органы. Исполнительной частью является периферический отдел речевого аппарата, который отвечает за воспроизведение звуков и слов. Периферийный часть речевого аппарат человека согласно функционала можно разделить на последующие группы:

  1. Часть которая отвечает за снабжение организма воздухом, как вы понимаете это очень важная часть речевого аппарата. Данная система работает автоматически и регулируется внутренними механизмами человека, без удаления внимания человека. Слова и звуки всегда идут на выдохе. Поток воздуха который выходит из легких и бронхов помогает воспроизводить определенные звуки. Все это и есть функциональная часть органа.
  2. Голосовая часть речи. Голос любого человека имеет три основные характеристики, это: громкость, тембр и высота выдаваемых звуков. Все звуки и слова которые выдает человек формируются благодаря работе голосовых связок и смежных органов.
  3. Артикуляционный аппарат — работает над тем, чтоб неопределенные звуки сопоставлять в нормальные предложения и как следствие речь. Он состоит из активных и пассивных частей. Подвижные и те, которые непосредственно помогают выдавать звуки называются активными. Самыми основными частями данного аппарата считают губы, язык, челюсть. От вибрации и изменения положения данных частей тела и зависит какой звук будет. К примеру челюсть помогает создавать ударные гласные различных мастей. В свою очередь я зык самая сильная и  нужная мышца. От гибкости и возможностей его и зависит как четко и хорошо человек будет произносить звуки. Губы в свою очередь участвуют в формировании гласных звуков и для регулировки положения языка. Точнее сказать помогают языку занимать правильное положение во рту.

артикуляция

К пассивным органам артикуляционного аппарата считаются именно те части тела, которые неподвижные. Они участвуют в образовании звуков пассивно. Скажем зубы принимают участие в образовании совершенно всех звуков и слов.

Формирование голоса

Любой язык в мире имеет свой набор звуков которые образуют речь народа в целом. Смысл звуков можно определить только в целых предложениях. Вот такое звучание называют ученые фонемой языка и народа. Каждый звук отличается по артикуляции, то есть по тому как образовываются слова в языке. Также присутствуют различия в звуках, они могут иметь различную интонацию, а также тембр.

Любой голос это очень тяжелый труд целого комплекса речевого аппарата человека. В обрамление звука вносят свой вклад 3 его отдела:

  • энергетический или дыхательный отдел это бронхи, легкие и все, что необходимо для выдыхания воздуха;
  • генераторный или голосовой отдел это часть которая работает на образование голоса;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Нормальная речь может быть только в связке, а их работу корректирует и регулирует центральный орган регуляции речи. Все это может означать, что совершенно все части речевого аппарата управляются центральной нервной системой. Также управление ее распространяется и на периферическую часть речи:

  • функция которая отвечает за правильное дыхание производит также регуляцию громкости речи;
  • общее функционирование ротовой полости, также и отвечает за произношение гласных, а также согласных звуков;
  • носовая часть в свою очередь отвечает за согласные звуки.

Для образования связной речи наш организм применяет центральный речевой аппарат. Даже глотка и челюсть вовлечены в процесс образования речи, что уже говорить про губы или язык. Поток воздуха идет через весь человеческий организм, не минуя не единого органа и в итоге образовывается речь. Воздух идет и обязательно проходит голосовые связки. Если они в не рабочем состоянии то, воздух свободно выходит и не образовывает не каких звуков. Когда они находятся в напряжении то, воздух проходя сквозь них образовывает специальные вибрации и как итог звуки. В итоге голосовые связки формируют звуки, а гортань и губы составляют из набора звуков определенные слова и предложения.

Структурные компоненты речи

За функцию речи в организме человека отвечает:

  1. Часть сенсорной речи — это левая зона полушария мозга, называется «Вернике». Она отвечает за то, чтоб человек слышал и воспринимал слова которые говорят другие люди.
  2. Часть моторной речи — отвечает за воспроизведение слов, предложений и просто звуков. Называется данная часть мозга зоной Брока.

Именно поэтому наверняка и появился термин экспрессивная речь в психологии. Но мы не будем углубляться в данную тематику, потому что познать, что такое экспрессивная речь полностью и глубоко нужно работать долго и усердно.

части головного мозга

Каждый нормальный человек который хочет поставить грамотную речь, обязательно должен знать про под системы родного языка:

  • типы слогов, словосочетаний, а также правильные комбинации в разговорной речи (фонетика);
  • понимание и умение сопоставлять слова между собой в красивые и понятные предложения (синтаксис);
  • важно знать словарный состав речевого аппарата языка (лексика);
  • способность или возможность человека понимать значение слов до того, как сам научиться их говорить (семантика);
  • отношение между некоторыми частями системы и тем кто эти слова произносит (прагматика).

Под фонологической части языка понимается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Каждую речь можно разделить на шум это согласные звуки, а также звуки гласные. Каждый язык несет определенную интонацию слова, если внезапно ее поменять измениться и смысл произнесенного слова. Смыслоразделительными гранями речевого аппарата стоит считать: звонкость и гулкость, грубость и мягкость. Все это составляющие фонемы любого языка. Обычно их от 11 до 141 в зависимости от речи которую мы слышим.

Наш родной русский язык в себе содержит 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Ученые доказали, что грудной ребенок может воспроизводить фонемы и звуки как родного так и иностранного языка. Если бы можно было обучать ребенка с самого рождения то, он наверняка к 12 годам умел бы говорить несколькими языками свободно. Ну, а так получается, что находясь в одной среде и стране он попросту утрачивает данную возможность говорить и воспроизводить звуки не присущие родному языку.

Диагностика проблемы с речевым аппаратом

Как человек учит родной язык зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Некоторые быстро схватывают, некоторым данное дело дается немного сложнее. Но рани или поздно под воздействием общества речевой аппарат ребенка приходит в общепринятую норму. Тут стоит понимать, что когда отклонения появляются нужно ввести человека к доктору. Некоторые вводят к логопеду своего ребенка по каждому пустяку. Другие наоборот даже при явной проблеме не думают вести его к компетентному специалисту. И те и другие поступают неправильно.

Диагностика

Проблемы с речью начинаются когда тот или ной отдел речевого аппарата человека дает сбой или работает неправильно. Для полноценной работы речи человека все части аппарата должны работать как единое целое.

На расстройство речевого аппарата может повлиять множество внешних и внутренних факторов. Все же можно выделить основные три причины развития дефектов речи:

  • использование органов речевого аппарата не по прямому назначению;
  • разрушение органов на клеточном уровне речевого аппарата;
  • больная или не полноценная нервная система человек.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) можно понимать слишком скудный словарный запас, а также не умение им управлять. Если голосовые функции человека не работают полноценно то, это в бедующем может привести к тому, что человек будет плохо воспринимать речь в звуковом так и написанном виде.


Если вы заметили данные симптомы у своего ребенка, его нужно срочно ввести к врачу. Только после полнейшего обследования он сможет назначить полноценное лечение.

После прочтения данной статьи вы уже знаете строение речевого аппарата человека. Вы прекрасно понимаете, как он функционирует, а также его основные принципы. Вы заметите, если речевой аппарат вашего ребенка работает не полноценно и сможете его отвести к врачу вовремя.

Ссылка на основную публикацию