Звук «Ж» — как обучить ребенка правильному произношению

Немногим дошколятам удается подружиться со звуком «Ж» с первого раза. Будучи звонким, твердым, согласным он может появиться в речи ребенка лишь после удачного усвоения звука «Ш». Система воспроизведения «Ж» и «Ш» одинакова, отличие в том, как работают при этом голосовые связки. Например, при шипении область горла остается в покое, при жужжании – происходит вибрация.

При изучении подобных звуков дети должны четко ощущать тактильные различия между «Ж» и «Ш». Понимая, чем отличаются эти звуки, дошкольники научатся легко их произносить.

Как поставить ребенку звук «Ж»

Четкое произношение «Ж» требует правильной работы губ, языка, голосовых связок, а также неба:

  1. Губы округляются, рот следует немного раскрыть.
  2. Язык необходимо держать у края верхнего неба. Середина языка опускается вниз, в то время как его боковые стороны приподнимаются и прижимаются к зубам.
  3. Заднюю стенку языка следует немного поднять и оттянуть назад.

При соблюдении всех заявленных правил произношения звука между языком и небом должна проходить воздушная струя.

Гимнастика для правильного произношения

Для того чтобы ребенок освоил звук «Ж» как можно быстрее, стоит воспользоваться специальными упражнениями. Они нужны для тренировки тех частей лица, которые отвечают за четкость произношения этого сложного звука.

«Сладкий сон у язычка»

Ребенку следует предложить расслабить язычок и положить его на нижнюю губу. Во время этого упражнения малыш может представлять, будто язычок устал и лег спать. Держать его таким образом следует около 40-50 секунд.

«Язычок, как кисточка»

Во время этого упражнения рот слегка приоткрыт, язык скользит по небу вперед-назад. Такие манипуляции напоминают работу кисти на бумаге. Ребенок может включить фантазию и подумать, что же такое может нарисовать язычок.

«Сладкое варенье»

В этом упражнении нужно достать языком до верхней губы и облизать ее. Малыш может представить, что кушал вкусное варенье, а теперь слизывает его остатки с губ.

« Коробочка»

Ребенка просят широко открыть рот и попробовать сложить язычок в форме маленькой коробочки. При этом язык следует немного выдвинуть вперед. Это упражнение считается одним из сложных до дошкольников, однако благодаря ему звук осваивается быстрее.

Тренировка правильного дыхания

При постановке звука «Ж» важен не только артикуляционный процесс, но и дыхание. Ранее уже говорилось о воздушной струе, которая проходит между языком и небом во время произношения звука. Создать ее поможет специальная гимнастика для дыхания.

«Сдуй пушинку»

Во время этого упражнения детский язычок должен прижиматься к верхней губе. На нос  ребенку кладут маленький кусочек легкого материала (бумажки, ваты, салфетки). Держа язык в исходном положении, ребенок должен попробовать сдуть «пушинку» со своего носа. Манипуляции рекомендуется повторять 2-3 раза.

«Бурлящая вода»

В стакан с водой помещают трубочку для сока и просят малыша при помощи дыхания заставить воду бурлить. Несмотря на простоту исполнения, это упражнение требует много сил, но отлично тренирует детское дыхание.

Логопедические игры

Дошколята осваивают звук «Ж», подражая взрослому. Во время занятий преподаватель может показать, как вибрирует его собственное горло и попросить ученика повторить манипуляции. Если на выходе получается чистый «Ж», можно продолжать тренировать его с помощью слогов и стихов.

Для ребенка важно различать звуки «Ш» и «Ж», «Ж» и «З». Добиться этого можно благодаря логопедическим играм.

Картинки с буквами

Для этой игры следует подобрать картинки, на которых изображены нужные буквы. Ребятам предлагается вспомнить слова, которые начинаются на эту букву. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всего нужных слов.

Пазлы

Такая игра поможет дошкольникам связывать букву «Ж» со звуком. Большая картинка с буквой разрезается на несколько частей. Ребята должны собрать получившийся пазл. Также можно предложить им выложить «Ж» из подручных материалов: палочек, пуговиц и т.д.

Вывести букву на рассыпанном песке, крупе

Ребятам наверняка будет интересно порисовать на песке, или манной крупе. Рисуя букву ж, можно не только запоминать, как она выглядит, но и тренировать мелкую моторику. Тем, кто больше любит раскрашивать, можно дать задание найти на картинке нужную букву и закрасить ее.

Закрепляющие упражнения

звук ЖЕсли ребенок запомнил, как выглядит и звучит «Ж», можно переходить к его тренировке при помощи слов и слогов. Далее следует постепенно переходить к коротким словосочетаниям, а позднее и к предложениям.

Для дошкольника важно научиться произносить звук так долго, как это возможно. В этом помогут составленные стишки:

«Жа-жа-жа — мы нашли в лесу ежа!»
Жу-жу-жу — дали яблоко ежу»

Же-же-же — ежик съел его уже!
Жи-жи-жи — нам животик покажи!»

При этом ребенок должен вспоминать слова, в которых встречается подобный звук. В этом помогут специальные карточки с буквами, из которых можно составлять слова.

Если короткие речевки отлично запоминаются дошкольнику, можно приступать к изучению и запоминанию загадок, стихотворений и поговорок. Такие можно найти в специальных конспектах постановки звука «Ж», которые представлены в различных логопедических сборниках, или в интернете. Некоторые из них представлены ниже:

  1. «Жук упал и встать не может,
    Ждет он, кто ему поможет».
  2. «Жаба Жанна в воскресенье
  3. Ждет жуков на день рожденья».
  4. «Жужелица и жук жужжали».
  5. «У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, надо накормить ежат».
  6. Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  7. Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  8. Нужен самый длинный шарф, если болен ваш … (жираф).

При постановке звука «Ж» проводятся как групповые, так и занятия индивидуального характера. В процессе работы с дошколятами подойдут не только специальные обучающие материалы, но и обычные детские игрушки, лото, пазлы, раскраски и книжки, все, что сможет привлечь и удержать детское внимание.

Ссылка на основную публикацию