Коррекция звукопроизношения губно-губных и губно-зубных звуков Н при дизартрии

Нарушение звукопроизношения частый симптом речевых патологий у детей. Как правило, на практике можно наблюдать нарушения переднеязычных звуков: шипящих, свистящих и соноров. Каждое речевое нарушение, выделяемое клинико-педагогической классификацией, имеет свою специфику нарушений звукопроизношения.

Трудности в усвоении губно-губных и губно-зубных звуков свойственны таким нарушениям как дизартрия, ринолалия. Дизартрия характеризуется общей смазанностью речи ввиду недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии отмечается нарушение тонуса в виде спастичности, дистонии и гипотонии мышц. При тяжелых формах дизартрии  проявляются нарушения произношения первичных звуков речи, таких как [м], [н] и их мягкие варианты.

звук Н

Коррекция дизартрии начинается с консультации невролога. Медицинское обследование является важным этапом наряду с логопедическими занятиями. Врач поможет установить клиническую форму дизартрии и степень выраженности нарушения. Также приступать к постановке звуков следует после медикаментозного лечения, назначенного врачом. Это облегчит работу учителя-логопеда, снизит проявления неврологической симптоматики.

Постановка звуков упражнения [м], [н].

Постановку звуков следует начинать с выявления сохранности артикуляционных укладов. Работа строится поэтапно. Исходя из онтогенетического принципа, начинать постановку следует со звука [м]. В норме, образование данного звука происходит за счёт смыкания губ, подъёма средней части языка к мягкому нёбу, прохождения части воздушной струи через нос. Постановка этих звуков не вызывает затруднений. Постановка звуков [м], [м’] начинается с артикуляционной гимнастики для губ, нижней челюсти, языка.

С целью развития артикуляционной моторики, необходимо проводить логопедический массаж для мышц губ, языка и мягкого нёба. Проглаживание, растирание и разминание мышц позволят подготовить артикуляционный аппарат к формированию артикуляционного уклада.

При сохранном фонематическом восприятии, постановку звуков можно произвести по подражанию, демонстрируя артикуляцию звука. Если данный способ не имеет эффекта, следует предложить ребёнку сомкнуть губы, разомкнуть зубы и длительно пропевать звук [а], добиваясь выраженной вибрации в носовой полости. Также успешным является способ «взрывного» произношения. Следует попросить ребенка сильно сомкнуть губы и резко выдохнуть через рот. Мягкий вариант звука достигается более сильным напряжением губ.

Постановка звуков [н], [н‘] происходит после закрепления в речи звука [м]. Следует попросить ребенка произносить полученный звук [м], зажав язык между зубами. При этом четко устанавливается межзубный [н]. Со временем язык устанавливается за верхние зубы в оптимальное положение.

Следующим этапом работы будет автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, в словах. Можно предложить ребёнку повторение открытых и закрытых слогов, слов и предложений, насыщенных этими звуками, а также в поговорках, чистоговорках, загадках.  Заключительным этапом работы будет введение в речь поставленных звуков в спонтанную речь.

Ссылка на основную публикацию