Применение мнемотаблиц для развития связной речи

Для того, чтобы ребёнок дошкольного возраста мог достигнуть степени максимального полноценного развития, ему необходимо научиться полноценно выстраивать речь, используя логические обороты и составляя предложения без долгих раздумий и конечно же использовать мнемотаблицы. Сформировать лексикон стараются именно в период дошкольного образования, когда это позволяют и все условия, и физиологические особенности ребёнка.

обучение детей нормальной речи
Уже давно опытные логопеды обращают внимание родителей на методики из своей практики, которые способствуют коммуникативному развитию малыша. Потоков информации в их головы поступает незримое количество и им нужно всё это усвоить в довольно быстром темпе, это всё направлено на адаптацию ребёнка в подрастающем возрасте и именно для формирования речи сейчас разработаны мнемотаблицы.

Распространённые проблемы в речи детей дошкольного возраста

Ребёнок дошкольного возраста уже должен иметь первоначальные навыки в составлении предложений, применении синонимов и беспрепятственно описывать происходящее за день, излагать свои мысли и так далее. Но многие дошкольники, иногда даже школьники имеют речевые барьеры, которые мешают их дальнейшему развитию, порождая неуверенность в себе.

проблемы с речью у детей
Итак, какие проблемы есть у детей, нуждающихся в улучшении качества речи:

  • ребёнок сокращает свою речь до размеров простого предложения, это является следствием того, что он попросту не научился пользоваться речевыми оборотами для формирования сложноподчиненных предложений;
  • логическое завершение и состав предложений не просматриваются, дошкольник не может самостоятельно делать понятные формулировки;
  • ребёнок в повседневной речи часто использует нелитературный жаргон;
  • слишком маленький словарный запас, который не развивается согласно нормам, установленным для возрастной группы ребёнка;
  • у дошкольника нет восприятия вопросов и ответов, также он не может сформулировать свои мысли в вопросительном ключе и ответить на них;
  • дикция находится на стадии развития младшей возрастной группы;
  • у ребёнка не формируются выводы и нет навыка составлять утверждения.
Эти проблемы возникают часто и являются вполне допустимыми, главное вовремя их решить, чтобы они не развивались в будущем. Именно для этого специалисты предлагают мнемотехнику, способную без какого-либо психологического давления обучить дошкольника необходимым навыкам общения. 

Что представляет собой мнемотехника?

Если окунуться в историю греческих терминов, то мнемотехника имеет перевод- «искусство запоминания». В этой технике заключены приемы, которые нужно использовать во время занятий с дошкольниками, чтобы они не просто запоминали информацию, а делали это эффективно, могли воспроизвести устно и надолго оставили полученный материал в голове.

Опять же, если перейти к истории названия «мнемотехника», можно выделить первое слово «Мнемо», это начало полного имени Мнемозина, которое принадлежало одной из древнегреческих богинь, которая отвечала за память, логическое мышление и вообще рассудительность. Данная методика использования мнемотаблиц является одной из самых популярных и в ускоренном, но комфортном темпе дети могут развить связную речь. Делается это при помощи визуализации данных, позже они воспроизводятся в виде изображений, так ещё лучше усваивается новый материал.

Мнемотаблица со всеми особенностями применения несёт особый смысл. Как происходит процесс: в начале слово или словосочетаниях предоставляются ребёнку в форме картинки, далее с её помощью можно выполнить схематическую зарисовку представленного изображения. Даже эти работы должны быть максимально изучены дошкольником, это ускоряет темп развития, так как материалы объемные и нередко приходится всё долго запоминать, именинно поэтому и создана ускоряющая техника.

Основные преимущества мнемотаблиц

В масштабах современной логопедии у мнемоник практически нет конкурентов, ведь это один из самых распространённых способов обучения, который гарантирует результат. Все специалисты сходятся во мнения, что благодаря данной методике использования мнемотаблиц в развитии речи ведь можно не просто помочь ребёнку в более короткие сроки запоминать большие объемы информации, но и снять с него половину колоссальной нагрузки.

преимущества данной методики

Детей гораздо легче сагитировать на обучение, когда пред глазами представлен не просто словарь или таблица, а видно яркие притягательные картинки, которые в любом случае завоевывают внимания. По этим схемам можно дать дошкольнику необходимые навыки в логическом построении предложений, в расширении словарного запаса, в формировании законченных предложений и прочего. Главное, что большая распечатанная таблица будет гораздо удобнее для запоминания.

Ниже в качестве примера были взяты схемы, некогда изученные ребёнком, которые позволяют расширить свою базу знаний по теме «осень».

В итоге выходит, что мнемотаблица это своеобразная схема, на которой изображены схемы с визуальным изображением слов и словосочетаний. Исходя из полученной информации, которая во время уроков разбирается с особой тщательностью дети легко могут запомнить многие слова и без постоянного повторения, а когда они войдут в обиход, то можно заметить, как изменилась речь после использования мнемотаблиц.

Преимущества мнемомотодики или почему она так значительно превосходит в показателях остальные, менее эффективные методики:

  • одна из функций- всевозможное способствование гармоничному развитию памяти как слуховой, так и зрительной.
  • мнемотаблицу можно применять и в качестве дополнительного решения задач, они непосредственно пригодятся и в чтении стихотворений наизусть, и в быстром прорабатываемо ходов для решения головоломок.
  • нередко у детей возникают проблемы, когда приходится пересказывать только что прочитанное произведение, поэтому и для этого варианта нужно применять мнемотаблицы;
  • дошкольнику позже будет просто необходимо не только участвовать в беседах, но и поддерживать их на достоянном уровне, именно поэтому нужно отдельно заняться формированием подложной и текстов;
  • когда речь развита правильно и даже немного лучше, чем у сверстников, ребёнок может познать гораздо больше. Вместе с этим ведь развиваются и не только коммуникативные навыки, но и мышление, восприятие зрительных объектов и обострённая слуховая память.

Изготовление мнемотаблиц

В изготовлении вообще нет особых сложностей, оно под силу даже самому ребёнку и если делать таблицу вместе с ним, то гораздо проще объяснить процесс изучения нового материала. Художественные таланты по сути вообще не нужны, изображение можно и распечатать, главное, чтобы оно полностью проходила к слову или словосочетанию.

мнемотаблица

Если предстоит обучать ребёнка из более младшей возрастной категории, то здесь необходимо прибегнуть к помощи психологических особенностей ребёнка, он ведь будет реагировать на все яркое и красочное, спрашивать обозначения и, соответственно, запоминать этого красивого зайку, мишку и прочих персонажей вместе с написанным рядом словом. Так что процесс запоминания упрощается и само восприятие урока становится легче.

После того, как дошкольнику было дано достаточно времени на осматривание картинок, проведены первичные тесты и уже имеются какие-то результаты с положительной динамикой, значит пора использовать уже не картинки, а графические символы.

применение картинок

Это могут быть незатейливые упрощенные зарисовки, которые логическим путём напоминают какой-то из предыдущих нарисованных объектов. К примеру, можно использовать зелёный треугольник и подсознание уже инстинктивно представит ёлочку, такими же метода создаются зайцы, представленные кружками былых или серых цветов. Далее будет рассмотрен пример из всем известной сказки «Курочка Ряба». В этом варианте как раз подробно видно, как своевременное усложнение программы превращает красочные картинки в орфические таблицы, которые остаются интересными ребёнку. Использование мнемотаблиц очень эффективное и ним не стоит пренебрегать.

В продаже уже давно имеются разработанные под руководством Т.А. Ткаченко и В.К. Воробьевой схемы, которые отвечают всем стандартам и относятся к развивающим, могут применяться к лицам определенного возрастного круга. Но есть одно уточнение, у каждого всё уникально, как и процесс обучения, именно поэтому кто-то идёт по программе, кто-то отстаёт, а кто-то давно прошёл стандартные наборы фраз и стоит на пути к новым знаниям. Именно поэтому каждому педагогу необходимо не просто обеспечить удачное запоминание информации, но и постоянно дополнять её объемы, в этом и заключается работа с ребенком.

У обучающих мнемотаблиц есть и ещё один незначительный минус, они не делают упор на большие объемы слов и обозначений, скорее проставляют для изучения один предмет и расписывают его до основания. Например, уточняют его текстуру, размеры, цвет, даже запах, вообще делает характеристику только одного предмета.

На какие же вопросы могут ответить ребёнку схемы обычных обувающих мнемотаблиц:

  • элементарный состав обозреваемого предмета;
  • условия его эксплуатации и вообще назначение;
  • какие нормы нужно соблюдать, используя самостоятельно этот предмет и какие действия вообще недопустимы.

Это базовые вопросы, на которые ребёнок обязательно должен знать ответ, как только закончит работу с изучением представленных таблиц.

Особенности использования мнемотаблиц для развития речи детей

В данный момент познания логопедии достаточно расширились, но по-попрежнему мнемотехника занимает лидирующее место среди других вариантов работы над речевым развитием ребёнка. Схематические таблицы и яркие изображения дают превосходный результат без лишних усилий педагогов и самих дошкольников.

С помощью мнемотаблиц расширяется кругозор ребёнка, он узнает больше об окружающем мире и уже может называть вещи своими именами. Теперь получая от взрослых и сверстников словесную информацию, малыш может из неё формировать зрительный образ. Но нужно обратить внимание на то, что память у всех уникальная и не факт, что первом же занятии начнёт всё получаться, а излишними потоками новых знаний можно развить нелюбовь к учебе. Начало будет в любом случае сложным, но когда ребёнок войдёт в ритм занятий, все будет даваться гораздо легче, тем более, что обучение преобразовывается в игру, где каждое новое слово-победа.

В специализированных учебных заведениях педагоги придерживаются программы занятий, чтобы достигнуть лучшего результата:

  1. сначала педагоги знакомят детей с карточками, картинками и говорят, что они обозначают;
  2. далее задача усложняется, теперь из этих картинок педагог уже составляет предложения, на начальном этапе это примерно четыре карточки с предложением, которое ребёнок должен легко запомнить;
  3. на третьем этапе уже используются мнемотаблицы, которые ориентируют ребёнка уже на познания, рассказывают о нюансах построения предложений и вообще речи. После этого этапа дошкольники уже имеют начальные знания и могут описывать предмет, ситуацию с использованием сложных конструкций.

Ещё один немаловажный момент- предварительная подготовка, которая просто необходима перед началом познавательного курса, без неё будет сложно проводить занятия с мнемотаблицами. Картинки необходимо использовать разных категорий, но их количество не должно превышать девяти для лучшего запоминания.


По прошествии курса мнемотехники дети знают гораздо больше об особенностях языка и условиях построения сложноподчиненных предложений. Им не составляет труда рассказать о себе, семье, просто поддержать беседу. Именно поэтому мнемотехника так долго пользуется популярностью, потому что она обеспечит запоминание слов даже при непоседливом поведении ребёнка, которого привлекут картинки и незатейливая программа развития.

Ссылка на основную публикацию