Как быстро поставить звук Л?

Существует несколько причин, почему постановка звука л занимает так много времени и сил, и результат достигается лишь к 6 годам. Во-первых, роль играют фонематические склонности, когда ребенок просто не воспринимает это звук во время разговора. Во-вторых, подъязычная связка может быть слишком короткой. В-третьих, очень слабые мышечные ткани языка тоже не дадут правильно выговорить звук. В-четвертых, маленький возраст дитя.

Ошибки при произношении

Постановка — это сложная и важная процедура, с которой справляются лишь опытные логопеды. В противном случае, могут быть допущены следующие ошибки:
Оттягивание языка во внутрь ротовой полости дает лишь звук «ы» вместо «л». В результате вместо «ложка» получается «ыожка» и так далее.
Смена «л» на «р». Иногда дети начинают выговаривать «р» раньше, чем «л», и начинают менять звуки в словах. Например, вместо «лампа» ребенок произносит «рампа».
Неправильная форма губ тоже влияет на правильность произношения. К примеру, жесткое втягивание губ приводит к образованию звуков «в» и «у».

Как формировать качественное произношение?

В тех случаях, когда ребенок не обладает никакими расстройствами патологического характера, то развить речевой аппарат будет не так сложно. Главное взрослым быть внимательными, грамотными и уметь увлекательно проводить занятия. Существует определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать.

  1. Укрепление артикуляционной системы — важная составляющая любых занятий. Для этого нужно проводить гимнастику полости рта.
  2. Постановка звука — следующий этап. При этом используются различные методы, упражнения и хитрости. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно выбирать эффективные занятия в зависимости от характера и физиологических особенностей малыша.
  3. Произношение слогов — это важный и трудоемкий процесс. Ведь выговаривать звуки это одно дело, а вот соединять согласную с гласными бывает не так легко, как кажется.
  4. Далее идет произношение слов. Если все начнет получаться, переходите к предложениям и скороговоркам.

Теперь можно учить стихотворения и рассказы.

Правильная форма губ и языка

правильная постановка буквы лПри постановке «Л» очень важно соблюдать артикуляцию. Правильная форма языка и губ представлено ниже:
Зубы сверху и снизу держим отдельно друг от друга, чтобы они не соприкасались друг с другом. Между ними должна оставаться небольшая линия отрыва. Боковую область языка примкнуть к дальним верхним зубам. Кончик должен оставаться напряженным и упираться в десну. Корневая область языка приподнимается, чтобы вход в носовую область оставался закрытым. С этой целью приподнимается и верхнее небо. Далее важно создать вибрацию в области голосовых связок.
Однако положение губ может меняться в зависимости от того, какой звук идет после Л.
Есть несколько простых упражнений, которые помогут убрать дефекты в произношении, и укрепить мышцы ротовой области.

Эффективные упражнения для произношения «Л»

Профессионалы проводят постановку звука л поэтапно. Это дает максимальные и эффективные результаты. Для этого используется специальная гимнастика ротовой полости, которая повышает подвижность языка и губ.

  1. Упражнение «Улыбка». Она выглядит следующим образом: зубы сжимаем и широко улыбаемся губами. В таком положении нужно стоять, как можно дольше. Можно в это время считать.
  2. Также отлично помогает упражнение «Рыбка». Губы расслабляем и похлопываем друг о друга как будто рыбки.
  3. «Усталость» выполняется так: глубоко вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. Губы находятся в расслабленном состоянии.
  4. «Лошадь» предполагает вдохи через нос и выдохи через рот. При выдохе должна появиться вибрация губ и языка.
  5. «Гамак» — кончик языка располагаем на передних зубах верхнего ряда, немного прогибая его. Форма должна быть похожа на висячий гамак. Необходимо удерживать такую позу в течение минуты.
  6. «Вкусное варенье» — язык становится широким. Теперь с помощью него нужно облизать верхнюю губу несколько раз, как будто вы испачкались вареньем или медом.
  7. «Индюк» — это схожее упражнение с предыдущим, поэтому язык находится в том же положении. Однако нужно немного ускориться и при этом произносить «бл-бл».
  8. «Веселые качели» – улыбаемся, широко открыв рот. Теперь располагаем кончик языка на верхние зубы, далее на нижние. Повтор делаем несколько раз.
  9. «Гриб» — верхнюю часть языка упираем в небо, при этом языковая уздечка остается в натянутом состоянии. Удерживаем 10 секунд, можно и больше.

В интернете можно посмотреть видео по постановке звука л, и вы сможете наглядно посмотреть, как проходят логопедические уроки.

Корректировка речи

Иногда постановка звука ль усложняется тем, что ребенок произносит не тот звук, и далее начинает вставлять «Л» во всех словах, даже там, где его не должно быть. Поэтому легче приходится тем детям, которые вообще не выговаривают звуков на месте «л».
Для того, чтобы научить ребенка мягкому ль и твердому л, нужно путем подражания правильному звуку. При этом родители должны показать, как должны располагаться артикуляционные органы. Для упражнения лучше использовать зеркало, чтобы ребенок сравнивал артикуляцию логопеда и свою. Такой приемчик даст хорошую эффективность.
Язык малыша должен располагаться также, как в упражнении «Гамак»: язык расширенный, кончик прижат к передним зубам. Средняя область языка при этом прогнута вниз, а корень возвышен. Боковая область языка должна оставаться неподвижными. Воздух при этом должен направляться к щекам, в которых появляется легкая вибрация.

Но такое упражнение могут выполнить не все дети, особенно маленького возраста. Поэтому можно использовать более простые методы постановки и автоматизации звука л. Можно прочитать небольшой конспект или рассказ, во время которых играючи тренировать нужный звук. Пусть ребенок повторяет за вами, как гудит паровоз, и так далее. Можно попросить малыша повторить произнесенные вами слова и слоги. Так тоже развивается речь.

Как только вы увидите результаты, нужно работать над постановкой звука л от мягкого ль, ведь часто дети произносят лишь мягкий звук, а твердый дается сложнее. Поэтому занятия проходят поэтапно и включают в себя разные упражнения и техники. Как только звуки начинают получаться, можно переходить к слогам: ла, ло, ли, лы и так далее. Также можно использоваться обратный порядок: ал, ол, ул, ыл.

Упражнения для постановки звука л можно выполнять и дома, но они будут не совсем эффективными. Родителям важно правильно подходить к делу и вести уроки в игровой форме. У дитя не должно пропадать желание заниматься и завиваться. Ругать и заставлять что-то учить категорически запрещается.
Если вы решили заниматься дома, то начинайте с нескольких минут. 2-5 минут для первого раза будут хорошим результатом. Далее можно продлевать занятия до получаса. Больше не стоит делать, иначе ребенок будет сильно уставать.

Мягкий «л»

Дети начинают выговаривать звук «л», но могут пропускать его в словах. В таких ситуациях нужно начинать тренировки с мягкого «л». Важно проговаривать как звук, так и слоги с участием л. Как только они начнут получаться, можно переходить к словам. Порядок примерно такой: ла-ландыш, ли-лимон, ле-лепесток.
Существуют и другие способы постановки звука л — это повторение скороговорок. Уроки нужно проводить после гимнастики ротовой полости. Примеры приведены ниже.

  1. Люба любит лютики.
  2. Ландыш выросла в лесу.
  3. Клара любит Карла.
  4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет.

Как только начнет получаться мягкий звук, необходимо переходить к автоматизации. Пусть ребенок четко проговаривает слова с участием «л», придумывает предложения. Чем больше он будет разговаривать и стараться, тем раньше поставится звук.

Твердый «Л»

Мягкий звук произносится намного легче, чем твердый «л». Вот с ним придется повозится неделями. Методики обучения почти те же, однако количество повторов придется увеличить. Произносите вместе с ребенком: ла, ло, лу, лы, лэ. Далее нужно проговаривать слова: луна, лук, лупа, клад, колдун. Скороговорки тоже можно повторять.
Важно примечание, во время обучения твердому или мягкому «л», не используйте слова, в которых есть буква «р». Иначе ребенок запутается, будет отвлекаться на другой звук и начнет плохо запоминать сказанное.

Когда обращаться к логопеду?

Логопед — это квалифицированный специалист, занимающийся устранением речевых проблем у детей разного возраста. Такой педагог хорошо разбирается в проблемах развития малышей, находит причины нарушений и разными способами устраняет дефекты.
Однако многие родители думают, когда же обращаться к учителю, чтобы добиться положительных результатов. Одни отправляют своих детей к логопеду уже в три года, другие начинают занятия лишь в 6-7 лет.
К специалисту нужно обращаться при выявлении следующих проблем:

  • у ребенка имеются органические нарушения речевого аппарата;
  • проблемы с центральной и периферической нервной системой, которые влияют на развитие малыша;
  • у малыша есть психические заболевания;
  • ребенок не усидчив и не желает повторять упражнения и выговаривать звуки;
  • родители агрессивно настраиваются при любых ошибках малыша;
  • пропадает контакт между ребенком и мамой, малыш отвлекается на посторонние предметы;
  • взрослый сам нечетко выговаривает звуки или учит дитя неправильно.

Проводить логопедические занятия можно и в домашних условиях, но только если малышу комфортно в это время, и он повторяет упражнения добровольно. А если родители начинают срываться и ругаться, то ничего хорошего от таких уроков не ждите. В любом случае, качественные занятия проведет лишь опытный квалифицированный логопед, который хорошо разбирается в психологии детей и дошкольников. Он поможет поставить звук «л» в кротчайшие сроки. О точном времени говорить нельзя, так как организм и характер у каждого дитя свое, кто-то учится за месяц, а другим приходится заниматься по полгода.
Родителям важно помнить, что каждый ребенок требует к себе индивидуального отношения. Учитывайте его особенности характера, делайте занятия увлекательными и не требуйте от малыша большего, чем он может. А лучше наймите логопеда.

Ссылка на основную публикацию